27 марта 2014 г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Логопедическая гимнастика 1
1.«Зайчик». Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
2.  «Мишка показывает зубы». Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
3.  «Лисичка улыбается». Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

4.  «Волк кусает губы». Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу.

Логопедическая гимнастика 2.
1.«Зайчик удивляется» (на стимуляцию движений нижней челюсти). Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука [а].
2.  «Лисичка улыбается» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Попеременно поднимать уголки рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимать правый угол рта, затем наоборот.
3.  «Лисичка рассматривает дом» (на развитие мышц шеи). Переплести пальцы в «замок», руки согнуть в локтях и прижать к груди. Поднимать и опускать голову с сильным нажатием подбородка на «замочек» из пальцев.
4.  «Мишка разглядывает новый дом» (на развитие мимических мышц). Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании — зажмурить.
5.  «Мишка рот открыл от восхищения» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Раскрывать и закрывать рот сначала свободно, потом с преодолением сопротивления рук.


Логопедическая гимнастика 3
1.   «Мишка пугает детей» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). На счет «1, 2» челюсти находятся в спокойном положении, «3» — выдвинуть нижнюю челюсть с сильным нажимом языка.
2.   «Мишка принюхивается» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Одновременно двигать ноздрями.
3.   «Мишка дразнится» (на укрепление мышц языка, развитие подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускать к подбородку, потом поднимать к нижней губе. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.


Логопедическая гимнастика 4
  1. Бобик плачет. «Трубочка»: дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой.
  2. Прибежали зайцы. «Заборчик»: зубы сомкнуты, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке
  3. Прискакали белочки, жалеют снеговика. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставляют между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами, стараясь чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, а язык не сужался.
  4. Пришел Медведь.«Рупор»: зубы сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы

Логопедическая гимнастика 5
1.«Снеговик смотрит по сторонам» (на развитие мышц шеи). И.п. — сидя, спина и шея прямые. Поворачивать голову в стороны. При повороте — вдыхать носом, при возвращении в и.п. — выдыхать ртом.
2. «Снеговик удивился» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад.
3. «Снеговик встретил знакомых ребят» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Придать лицу выражение радости, удивления, восхищения.
4. «Снеговик восхищен» (на стимуляцию движений нижней челюсти). Открывать рот с преодолением сопротивления и произнесением звуков [а] и [э] шепотом на мягкой атаке.

Логопедическая гимнастика 6
1.«Морозята удивляются» (для укрепления губ). Поднять брови вверх. Широко раскрыть глаза. Беззвучно произносить гласную [о].
2.  «Морозята улыбаются» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Поочередно поднимать левую и правую щеки. Вдыхать носом, выдыхать ртом.
3.  «Морозята дразнятся» (на развитие языка). Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать его к подбородку. Губы не должны натягиваться на зубы, челюсть — двигаться, язык сужаться.
4.  «Морозята шалят» (на развитие губ). Вытягиваются сом­кнутые губы вперед хоботком, затем губы при сжатых челю­стях сильно растягивать в стороны, вверх и вниз, обнажать оба ряда зубов и плотно прижимать к деснам. При вдохе хо­ботком с силой втягивать в себя воздух, при выдохе произно­сить звуки [с], [з], [и].

Логопедическая гимнастика «Потягушки» 7.
Слова
Движения
Потягушки-потягушки!
Дети потягивают руками в стороны — вверх.
Просыпайтесь, мои ушки!
Потягивают пальчиками замочки ушей.
Просыпайтесь, мои губки!
Вытягивают губки трубочкой.
Просыпайтесь, мои зубки!
Показывают зубки («заборчик»).
Надувайтесь, мои щечки,
Надувают щеки.
Словно два больших мешочка.
Хлопают ладошками по щекам.
Глазки, глазки, открывайтесь,
Проводят указательными пальцами по векам.
Просыпайтесь, просыпайтесь!
Моргают.
Зубки острые, кусайтесь!
Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю.
Губки, губки, улыбайтесь!
Улыбаются, растягивая губы.

Логопедическая гимнастика для языка 8 .
1.  «Раскатываем тесто». Рот открыт. Поочередно высовывать широкий и узкий язык так, чтобы верхние резцы его задевали. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
2.  «Блинчик» (на выработку умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть наружу «лопатой» так, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. В спокойном положении удерживать язык под счет до 5—10.
3.  «Пирожок» (на развитие умения поднимать боковые края языка и укреплять мышцы языка). Рот открыт. Губы в улыб­ке. Язык высунут. Поднимать боковые края лопатообразного языка вверх так, чтобы по средней продольной линии языка образовалась впадина. Удерживать в таком положении язык под счет от 1 до 5—10. Стараться, чтобы губы не помогали языку и оставались неподвижными.
4.  «Печка пыхтит» (на выработку продолжительного ровного выдоха). Поставить руки на пояс. Вдохнуть через нос, поднимая плечи, на продолжительном выдохе произносить «пы-ы-ых-х-х», стараясь, чтобы звук был ровный, не прерывистый.
5.  «Открываем и закрываем духовку» (на укрепление жевательно-артикуляторных мышц). На счет «1, 2» челюсти в свободном положении, на счет «3» — движение челюсти впе­ред, одновременно выполняя вдох через нос, на выдох через рот вернуться в и.п. и произнести звук [с].
6.  «Как вкусно!» (на развитие подвижности языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, де­лая движение по кругу. Кончик языка должен доходить до внешнего края губ.

Логопедическая гимнастика «Язычок» 9.
Слова
Движения
Язычок поворочался с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую.
Дети стучат языком сначала в одну щеку,
Затем он попытался пробраться через зубки, которые не  выпускали его на волю.
С силой просовывают язычок через зубы и втягивают обратно.
Зубки даже немного покусали язычок.
Кусают язык от кончика до корня языка.
Наконец язычок высунулся изо рта и всем показался: «Вот я, такойдлинный и красивый язычок!».
Открывают рот и вытягивают язык.
Смотрит язычок по сторонам, ищет,   с   кем бы поговорить.
Увидел язычок своих друзей - других язычков. Ведь у каждого из ребят во рту есть язык. Наш язычок был вежливым и первое слово, которое он сказал, было «Здравствуйте!»
Поворачивают язычок  вправо и влево.

Логопедическая гимнастика 10.
1.«Мороз» (на развитие точности движений кончика языка внутри рта). Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением «д-д-д...» («дрожим от холода»).
2.  «Солнце» (на развитие координации движений губ и выдоха). Надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать («отдуваемся от жары»).
3.  «Ветер» (на выработку плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее.

Логопедическая гимнастика 11.
1.                       «Месим тесто». Толкать язычком в одну щеку, затем в другую.
2.                      «Раскатываем тесто». С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
3.                      «Блинчик». Держать язык широкой лопаткой.
4.                      «Кладем начинку». Заворачивать края языка.
5.                      «Печем пирожки». Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
6.                      «Вкусный пирожок». Облизать губы языком.

Логопедическая гимнастика 12.
1.  «Ах, как вкусно!» (на выработку подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка до другого. Обратить внимание детей, что при выполнении упражнения язык должен доходить до уголков рта. Движение языком делать плавно, без скачков, не двигая челюстью.
2.  «Очень вкусно» (на укрепление мышц языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону, загибая кончик языка до внешнего края губы и не двигая нижней челюстью. Язык должен доходить до уголков рта.
3.  «Откусим пышку» (на активизацию мышц мягкого нёба). Имитируют жевательные и глотательные движения.

Логопедическая гимнастика 13.
1.  «Язык-кисточка» (на выработку движения языка вверх, его подвижности). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кон­чиком языка погладить нёбо, делая движение языком назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался.
2.  «Красим стены» (на выработку умения управлять язы­ком). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает движение вверх-вниз. Челюсть и губы не должны двигаться.
3.  «Красим пол» (на развитие умения управлять языком). Рот открыт. Облизывать нижние зубы под губой, как можно больше заворачивая кончик языка, стараясь, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а рот не закрывался.

Логопедическая гимнастика 14.
1.  (На развитие мимико-артикуляторных мышц.) Челюсти сжаты. Попеременно поднимать углы рта с закрыванием соответствующего глаза. Вдыхать носом, выдыхать ртом, сквозь зубы активной стороны.
2.  (На стимуляцию движения нижней челюсти.) И.п. — рот открыт. Двигать челюстью вправо, затем возвратить в и.п.; выдвинуть челюсть вперед, возвратить ви.п.; двигать челюстью влево, возвратить в и.п.
3.  «Катушка» (на укрепление мышц языка, выработку подъема спинки и корня языка, развитие их подвижности). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упереть в бугорки за нижними зубами, спинку языка выгнуть, язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта. Стараться, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижными, кончик языка не отрывался от альвеол.

Логопедическая гимнастика 15.
1.Собака принюхивается» (на укрепление мышц шеи, активизацию дыхания). И.п. — сидя, спина и шея прямые. Наклонить голову вперед-вниз, делая вдох носом, затем поднять голову в и.п. и откинуть назад, делая вдох ртом, вернуться ви.п.
2.«Собака показывает зубы» (на выработку статического напряжения жевательных мышц). Плотно сжимать зубы на счет «1, 2», медленно разжать их на счет «3».
3. «Собака пугает дичь» (на укрепление мышц губ). Поднимать и опускать в 4 приема поочередно обе губы: а) поднять верхнюю губу, б) опустить нижнюю губу, в) опустить верхнюю губу до нормы, г) поднять нижнюю губу до нормы.

Логопедическая гимнастика 16.
1.Положить ладони на затылок. Открывать максимально рот, одновременно запрокидывая голову назад с преодолени­ем сопротивления рук.
2.  Шепотом произносить гласные, требующие различной ширины раскрытия рта: [а-и], [а-о], [а-у], [а-э].
3.  Имитировать жевание.

Логопедическая гимнастика 17.
1. «Кот лакает молоко» (на развитие подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение вперед-назад, стараясь, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть остаются неподвижными.
2. «Чижик открывает рот от удивления» (на активизацию мышцы мягкого неба). Пропевать в среднем регистре гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у].
3. «Собака смотрит в иллюминатор» (на стимуляцию движения нижней челюстью). Делать круговые движения челюстью, как бы рисуя подбородком букву [о].
4. «Петушок кричит» (по Б. Толкачеву) (на активизацию выдоха). И.п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Под­нять руки в стороны и хлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» на каждый хлопок один слог.
5. «Обезьяна увидела метеорит и удивилась» (на укрепление мышц плечевого пояса). И.п. — стоя. Поднимать и опускать плечи. При поднимании делать вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
6. «Попугай болтает» (на выработку умения удерживать рас­слабленный язык широко распластанным). Улыбнуться. При­открыть рот. Спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя» на одном выдохе. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Не задер­живать выдыхаемый воздух, боковые края языка касаются углов рта.

Логопедическая гимнастика 18.
1.Открывать рот с поворотом головы вправо-влево.
2.  Максимально часто открывать рот и произносить «па-па-па».
3. Произносить шепотом гласные [а-и-а], [а-э-а], [а-о-а], [а-у-а], требующие различной ширины раскрытия рта.

Логопедическая гимнастика 19.
1. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево, касаясь его кончиком уголков рта. Челюстью и губами не двигать; язык не должен скользить по нижней губе и зубам.
2.  Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше и больше, стараясь, чтобы губы не раздвигались, челюсть не двигалась.
3.  Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше, наблюдая за тем, чтобы губы не раздвигались, челюсть не двигалась.
4.  Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, начиная от крайнего коренного с одной стороны и заканчивая крайним ко­ренным зубом с другой стороны. Челюсть не должна двигаться, губы натягиваться на зубы.
5.  Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно провести языком по нижним зубам от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой стороны, стараясь, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Логопедическая гимнастика 20.
1. «Зайчик не поверил белочке» (на укрепление мышц пле­чевого пояса и развития умения координировать вдох и выдох). Поочередно поднимать и опускать плечи. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
2. «Зайчик увидел в зеркале себя» (на укрепление мышц шеи). Приставить раскрытые ладони к ушам и выполнять наклоны головы в стороны, преодолевая сопротивление рук.
3. «Зайчик удивился и залопотал» (на укрепление жевательно-артикуляторных мышц). Максимально часто открывать рот с активным произнесением [па].
4. «Зайчик подмигнул своему отражению» (на развитие мимических мышц). Сначала одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.

Логопедическая гимнастика 21.
1. «Гусеница кушает» (на укрепление мышц губ). Всасывать верхнюю губу под нижние зубы с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта так, чтобы раздался чмокающий звук.
2. Аналогично всасывать нижнюю губы под верхние зубы.
3. «Гусеница ползет по листочку» (на укрепление мышц языка, выработки умение поднимать боковые края языка, развивать умение управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка так, чтобы по средней продольной линии образовалась впадина. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5—10, стараясь, чтобы губы оставались неподвижными и не помогали языку.
4. «Гусеница заворачивается в листок» (на выработку плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка и выдыхать воздух, как бы произнося звук [ф], стараясь, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

Логопедическая гимнастика 22.
1.  «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого нёба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).
2.  «Муравьи играют язычком» (на развитие умения управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («иголочкой»), стараясь, чтобы губы оказались неподвижными.
3.  «Муравьи угощаются ягодками» (на укрепление кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. При выполнении упражнения челюсть и губы должны быть неподвижны.


Комментариев нет: