Это занятие подойдет для детей среднего дошкольного возраста. Как раз ко дню космонавтики! Это занятие я показывала в прошлом учебном году на Декаде молодого специалиста.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Задачи занятия:
1.Пальчиковая гимнастика. Задача:
развитие памяти, развитие моторики пальцев рук.
2.Стихотворение с движениями «Где
петушок носит гребешок?». Задача: Развитие памяти, развитие моторики.
3.Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны». Задача: развитие
координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие плавности движений,
развитие памяти.
4.Пальчиковая игра «Две мартышки».
Задача: развитие мелкой моторики, развитие памяти.
5.Скороговорки. Задача: развитие дикции,
переключаемости органов артикуляции.
6.Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Задача: развитие координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие
плавности движений, развитие памяти.
7. Логопедическая
гимнастика. Задача: развитие органов артикуляции.
8.Упражнение на
развитие мимических мышц «Цветы». Задача: развитие мимических мышц, развитие
воображения.
9.Упражнение на
координацию речи и движения «У моря». Задача:
развитие координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие плавности
движений, развитие памяти.
10. Двигательные упражнения «Рыбки». Задача: развитие моторики, развитие
памяти.
Оборудование:
- Фонограммы песен «Волшебный цветок» Ю. Чичкова и «Веселые
путешественники» М. Старокадомского, «космической» музыки в исполнении ансамбля
«Спейс»;
- большая подзорная труба («телескоп»);
- плоскостная ракета; игрушки - кот, птичка, собака, петух,
обезьяна, попугай, черепашка с разноцветным панцирем.
Ход
занятия.
Дети входят в зал под «космическую» музыку в исполнении ансамбля
«Спейс» (по выбору) и садятся на места. Учитель-логопед смотрит в большую
подзорную трубу («телескоп») в небо.
Учитель-логопед:
Астроном наморщил лоб,
Астроном - ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
В. Степанов
Учитель-логопед: «Действительно, ребята,
почему бы нам не отправиться в космическое путешествие? 12 апреля был День
Космонавтики. Совершим и мы космический полет к неизвестной планете. А на чем
же мы полетим в космос?
«Правильно,
на ракете к звездам полетим!. Проверим, все ли системы космического корабля
работают».
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо.
|
Дети
произносят «ш-ш-ш...».
|
Открываем и закрываем люки.
|
Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
|
Проверяем
радио.
|
Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.
Воспитатель показывает высоту звука рукой.
|
Включаем двигатель.
|
Произносят
звук [р] и вращают кулачками перед грудью.
|
Вы знаете, что первыми космонавтами были не люди, а животные. В
нашей стране, например, в космос летали собаки Белка и Стрелка. В полет мы тоже
возьмем животных. Посмотрим, кто из них торопится занять место в ракете».
Учитель-логопед загадывает загадки и после отгадывания дети
проходят, изображая животного
Учитель-логопед:
Упражнение с движениями
Слова
|
Движения
|
Поднял хвост трубой, идет
К нам сюда пушистый... (кот).
|
Плавно шагают на носочках, виляя «хвостиком»
|
Пролетят через границы
Стран любых певуньи - … (птицы).
|
Бегут легко на носочках, руками имитируют движения крыльев
|
Ну-ка, прекращайте драку,
К нам сюда бежит... (собака).
|
Бегут широкими шагами с подскоками, дышать ртом
|
Посмотрите, во весь дух
К нам сюда бежит... (петух).
|
Гордо вышагивать с высоким подниманием колена
|
«Какой петух нарядный —
перышки на хвосте разноцветные, на голове красный гребень. Как такого красавца
не взять в полет!».
Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?».
Слова
|
Движения
|
- Ну и Петя-петушок! -
|
Дети прижимают ладони к щекам и
качают головой.
|
Удивились хрюшки.
|
Ставят руки на пояс и поднимают
плечи.
|
- Почему ты гребешок
|
Вытягивают руки вперед.
|
Носишь на макушке?
|
Прикасаются ладонями к голове.
|
Говорит петух в ответ:
|
Встают прямо, приподняв голову и
отведя назад прямые руки.
|
- У меня карманов
|
Прижимают ладони к бокам.
|
Нет!
|
Поднимают вверх указательный палец
правой руки.
|
В.Орлов
Учитель-логопед: «Но кто это так шумит?».
Уши -
врозь,
Над бровью - шишка.
- Как
зовут тебя?... (Мартышка.)
С. Козлов
Учитель-логопед: «Мартышку пришли провожать другие обезьяны и
сразу начали баловаться».
Упражнение на
координацию речи и движения «Обезьяны».
Слова
|
Движения
|
Мы, ребята, - обезьяны,
И живем мы в жарких странах.
|
Делают полуприседания, руки согнуты в
локтях, пальцы раздвинуты.
|
Любим мы жевать бананы,
|
Сжимают и разжимают пальцы перед
ртом.
|
Бросать кокосы,
|
Имитируют бросок.
|
Качать лианы.
|
Поднимают и опускают руки.
|
Открывать пошире рот
|
Широко открывают рот.
|
И дразнить честной народ.
|
Вытягивают язык.
|
Показать руками ушки
|
Тянут руками себя за уши.
|
И пошлепать по макушке,
|
Легко стучат ладонями по макушке.
|
На носочках прыгнуть вверх,
|
Прыгают на месте.
|
Что-то крикнуть громче всех.
|
Громко выкрикивают любую гласную.
|
А теперь остановились
|
Опускают руки.
|
И на место опустились.
|
Садятся на место.
|
Учитель-логопед: «На шум прилетела
какая-то птица» (Показывает попугая.)
Я не девочка, не мальчик,
Я - веселый попугайчик.
Не во сне, а наяву
На земле сто лет живу!
С. Козлов
Учитель-логопед: «И попугай сразу начал
тараторить, а что он говорит никто не разберет. Может, попробуем повторить за
попугаем?».
ТА-ТО-ТО
ТА-ТУ-ТУ
БДО-БДО-БДО
БДУ-БДУ-БДУ
КА-ПА-ГА
ГА-ГА-ДА
МДА-МДА-МДА
МДО-МДО-МДО
ХИ-ХИ-ХИ
ХА-ХА-ХА
Учитель-логопед: «Наш экипаж к полету
готов.
Учитель-логопед: Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет
Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Слова
|
Движения
|
Пять, четыре, три, два, один!
|
Дети поднимают руки рывками через
стороны.
|
Вот мы в космос летим!
|
Соединяют поднятые руки в «замок».
|
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
|
Бегают по кругу друг за другом,
подняв сцепленные руки над головой.
|
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели.
|
Кружатся, обегая маленький кружок.
|
В невесомости плывем
Рядом с нашим кораблем.
|
Врассыпную ходят по залу, делая
плавные движения руками.
|
Снова дальше летим,
В иллюминаторы глядим.
|
Бегают по кругу друг за другом.
|
Учитель-логопед: «Мимо нашей ракеты
звездочка пролетела, заглянула к нам в иллюминатор и что же она увидела?
Логопедическая
гимнастика
1. «Кот лакает молоко» (на
развитие подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким
кончиком языка погладить нёбо, делая движение вперед-назад, стараясь, чтобы
язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних
зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть остаются неподвижными.
2. «Чижик открывает рот от
удивления» (на активизацию мышцы мягкого неба). Пропевать в среднем регистре
гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у].
3. «Собака смотрит в
иллюминатор» (на стимуляцию движения нижней челюстью). Делать круговые движения
челюстью, как бы рисуя подбородком букву [о].
4. «Петушок кричит» (по Б.
Толкачеву) (на активизацию выдоха). И.п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль
туловища. Поднять руки в стороны и хлопать ими по бедрам, произнося
«ку-ка-ре-ку» на каждый хлопок один слог.
5. «Обезьяна увидела
метеорит и удивилась» (на укрепление мышц плечевого пояса). И.п. — стоя.
Поднимать и опускать плечи. При поднимании делать вдох через нос, при опускании
— выдох через рот.
6. «Попугай болтает» (на
выработку умения удерживать расслабленный язык широко распластанным).
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя» на одном выдохе. Затем удерживать
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Не
задерживать выдыхаемый воздух, боковые края языка касаются углов рта.
Учитель-логопед
(смотрит
в телескоп): «Мы приближаемся к удивительной разноцветной планете». Готовьтесь к
посадке».
Звучит фонограмма шума космического корабля.
Учитель-логопед: «Мы попали на Планету
Цветов. На ней живут не люди, а волшебные
цветы. Подойдем к цветочным жителям планеты поближе».
Учитель-логопед: «Цветы очень
обрадовались, увидев гостей с планеты Земля».
Упражнение на развитие
мимических мышц «Цветы».
Дети передают мимикой эмоции, о которых
рассказывает учитель-логопед.
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы
подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами
смеялись.
Учитель-логопед: «На этой планете цветы
росли под голубым солнцем. Ребята, а мы расскажем цветам о нашей планете?.
- как называется наша планета?
- что нам светит с неба днем? А ночью?
- на нашей планете есть вода? А растения? А
животные?
Учитель-логопед: «Ой, ребята, а кто это
к нам идет?»
Ребенок: «здравствуйте, земляне!
Меня зовут Цвепетунья, я жительница планеты цветов. Вы так много всего
рассказали о своей планете, а вот про цветы не сказали ни слова. Расскажите мне
о цветах вашей планеты».
Учитель-логопед: «Здравствуй,
Цвепетунья! Мы лучше подарим тебе открытки с изображением наших, земных
цветов».
Ребенок: «Ой, а на открытках
только один цветок! А как же про них сказать, если их много?
- Подснежник….
- Роза….
- Нарцисс….
- Ирис….
- Мак….
- Василек….
- Ландыш…»
Учитель-логопед: «вот и помогли мы
тебе, Жительница планеты цветов! Ты довольна?
Ребенок: «да, я довольна Теперь
я знаю про земные цветы».
Учитель-логопед. Пора возвращаться
домой, на Землю.
Ребенок: «До свидания, земляне!
Я хочу вам на память подарить волшебную разноцветную черепашку, чтобы вы обо
мне всегда помнили».
Учитель-логопед: «До свидания,
Цвепетунья, спасибо тебе!Наш экипаж к возвращению
на Землю готов. Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!».
Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Слова
|
Движения
|
Пять, четыре, три, два, один!
|
Дети поднимают руки рывками через
стороны.
|
Вот мы в космос летим!
|
Соединяют поднятые руки в «замок».
|
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
|
Бегают по кругу друг за другом,
подняв сцепленные руки над головой.
|
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели.
|
Кружатся, обегая маленький кружок.
|
В невесомости плывем
Рядом с нашим кораблем.
|
Врассыпную ходят по залу, делая
плавные движения руками.
|
Снова дальше летим,
В иллюминаторы глядим.
|
Бегают по кругу друг за другом.
|
Учитель-логопед: «Вот мы и вернулись
домой. Понравилось вам путешествие. Узнали ли мы о жизни на другой планете? Давайте
расскажем гостям где же мы были? Кто с нами был и что мы делали?
Спасибо ребята
вам за работу на занятии. Давайте все вместе скажем: «Пока!». Раз, два, три…».
Комментариев нет:
Отправить комментарий