23 марта 2014 г.

Логоритмическое занятие "Космическое путешествие"

Это занятие подойдет для детей среднего дошкольного возраста. Как раз ко дню космонавтики! Это занятие я показывала в прошлом учебном году на Декаде молодого специалиста.


«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель занятия: развить речь и познавательные процессы с помощью средств логоритмики.
Задачи занятия:
1.Пальчиковая гимнастика. Задача: развитие памяти, развитие моторики пальцев рук.
2.Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?». Задача: Развитие памяти, развитие моторики.
3.Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны». Задача: развитие координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие плавности движений, развитие памяти.
4.Пальчиковая игра «Две мартышки». Задача: развитие мелкой моторики, развитие памяти.
5.Скороговорки. Задача: развитие дикции, переключаемости органов артикуляции.
6.Упражнение на координацию речи и движения «Полет». Задача: развитие координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие плавности движений, развитие памяти.
7. Логопедическая гимнастика. Задача: развитие органов артикуляции.
8.Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы». Задача: развитие мимических мышц, развитие воображения.
9.Упражнение на координацию речи и движения «У моря». Задача: развитие координации движений, учить сочетать речь и слова, развитие плавности движений, развитие памяти.
10. Двигательные упражнения «Рыбки». Задача: развитие моторики, развитие памяти.
Оборудование:
- Фонограммы песен «Волшебный цветок» Ю. Чичкова и «Веселые путешественники» М. Старокадомского, «космической» музыки в исполнении ансамбля «Спейс»;
- большая подзорная труба («телескоп»);
- плоскостная ракета; игрушки - кот, птичка, собака, петух, обезьяна, попугай, черепашка с разноцветным панцирем.
Ход занятия.
Дети входят в зал под «космическую» музыку в исполнении ансамбля «Спейс» (по выбору) и садятся на места. Учитель-логопед смотрит в большую подзорную трубу («телескоп») в небо.
Учитель-логопед:
Астроном наморщил лоб,
Астроном - ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
В. Степанов
Учитель-логопед: «Действительно, ребята, почему бы нам не отправиться в космическое путешествие? 12 апреля был День Космонавтики. Совершим и мы космический полет к неизвестной планете. А на чем же мы полетим в космос?
«Правильно, на ракете к звездам полетим!. Проверим, все ли системы космического корабля работают».
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо.
Дети произносят «ш-ш-ш...».
Открываем и закрываем люки.
Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио.
Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту звука рукой.
Включаем двигатель.
Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

Вы знаете, что первыми космонавтами были не люди, а животные. В нашей стране, например, в космос летали собаки Белка и Стрелка. В полет мы тоже возьмем животных. Посмотрим, кто из них торопится занять место в ракете».
Учитель-логопед загадывает загадки и после отгадывания дети проходят, изображая животного
Учитель-логопед:
Упражнение с движениями
Слова
Движения
Поднял хвост трубой, идет
К нам сюда пушистый... (кот).
Плавно шагают на носочках, виляя «хвостиком»
Пролетят через границы
Стран любых певуньи - … (птицы).
Бегут легко на носочках, руками имитируют движения крыльев
Ну-ка, прекращайте драку, 
К нам сюда бежит... (собака).
Бегут широкими шагами с подскоками, дышать ртом
Посмотрите, во весь дух
К нам сюда бежит... (петух).
Гордо вышагивать с высоким подниманием колена
 «Какой петух нарядный — перышки на хвосте разноцветные, на голове красный гребень. Как такого красавца не взять в полет!».
Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?».
Слова
Движения
- Ну и Петя-петушок! -
Дети прижимают ладони к щекам и качают головой.
Удивились хрюшки.
Ставят руки на пояс и поднимают плечи.
- Почему ты гребешок
Вытягивают руки вперед.
Носишь на макушке?
Прикасаются ладонями к голове.
Говорит петух в ответ:
Встают прямо, приподняв голову и отведя назад прямые руки.
- У меня карманов
Прижимают ладони к бокам.
Нет!
Поднимают вверх указатель­ный палец правой руки.
В.Орлов
Учитель-логопед:  «Но кто это так шумит?».
Уши -  врозь,
Над бровью - шишка.
-  Как зовут тебя?... (Мартышка.)
С. Козлов
Учитель-логопед:  «Мартышку пришли провожать другие обезьяны и сразу начали баловаться».
Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны».
Слова
Движения
Мы, ребята, - обезьяны,
И живем мы в жарких странах.
Делают полуприседания, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты.
Любим мы жевать бананы,
Сжимают и разжимают пальцы перед ртом.
Бросать кокосы,
Имитируют бросок.
Качать лианы.
Поднимают и опускают руки.
Открывать пошире рот
Широко открывают рот.
И дразнить честной народ.
Вытягивают язык.
Показать руками ушки
Тянут руками себя за уши.
И пошлепать по макушке,
Легко стучат ладонями по макушке.
На носочках прыгнуть вверх,
Прыгают на месте.
Что-то крикнуть громче всех.
Громко выкрикивают любую гласную.
А теперь остановились
Опускают руки.
И на место опустились.
Садятся на место.
Учитель-логопед: «На шум прилетела какая-то птица» (Показывает попугая.)
Я не девочка, не мальчик,
Я - веселый попугайчик.
Не во сне, а наяву
На земле сто лет живу!
С. Козлов
Учитель-логопед: «И попугай сразу начал тараторить, а что он говорит никто не разберет. Может, попробуем повторить за попугаем?».
ТА-ТО-ТО
ТА-ТУ-ТУ

БДО-БДО-БДО
БДУ-БДУ-БДУ

КА-ПА-ГА
ГА-ГА-ДА

МДА-МДА-МДА
МДО-МДО-МДО

ХИ-ХИ-ХИ
ХА-ХА-ХА
Учитель-логопед: «Наш экипаж к полету готов.
Учитель-логопед: Внимание! Внимание! Отправляемся в полет
Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Слова
Движения
Пять, четыре, три, два, один!
Дети поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим!
Соединяют поднятые руки в «замок».
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Бегают по кругу друг за другом, подняв сцепленные руки над головой.
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели.
Кружатся, обегая маленький кружок.
В невесомости плывем
Рядом с нашим кораблем.
Врассыпную ходят по залу, делая плавные движения руками.
Снова дальше летим,
В иллюминаторы глядим.
Бегают по кругу друг за другом.
Учитель-логопед: «Мимо нашей ракеты звездочка пролетела, заглянула к нам в иллюминатор и что же она увидела?
Логопедическая гимнастика
1. «Кот лакает молоко» (на развитие подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение вперед-назад, стараясь, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть остаются неподвижными.
2. «Чижик открывает рот от удивления» (на активизацию мышцы мягкого неба). Пропевать в среднем регистре гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у].
3. «Собака смотрит в иллюминатор» (на стимуляцию движения нижней челюстью). Делать круговые движения челюстью, как бы рисуя подбородком букву [о].
4. «Петушок кричит» (по Б. Толкачеву) (на активизацию выдоха). И.п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны и хлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» на каждый хлопок один слог.
5. «Обезьяна увидела метеорит и удивилась» (на укрепление мышц плечевого пояса). И.п. — стоя. Поднимать и опускать плечи. При поднимании делать вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
6. «Попугай болтает» (на выработку умения удерживать рас­слабленный язык широко распластанным). Улыбнуться. При­открыть рот. Спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя» на одном выдохе. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Не задер­живать выдыхаемый воздух, боковые края языка касаются углов рта.
Учитель-логопед (смотрит в телескоп): «Мы приближаемся к удивительной разноцветной планете». Готовьтесь к посадке».
Звучит фонограмма шума космического корабля.
Учитель-логопед: «Мы попали на Планету Цветов. На ней живут не люди, а волшебные цветы. Подойдем к цветочным жителям планеты поближе».
Учитель-логопед: «Цветы очень обрадовались, увидев гостей с планеты Земля».
Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы».
Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает учитель-логопед.
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Учитель-логопед: «На этой планете цветы росли под голубым солнцем. Ребята, а мы расскажем цветам о нашей планете?.
- как называется наша планета?
- что нам светит с неба днем? А ночью?
- на нашей планете есть вода? А растения? А животные?
Учитель-логопед: «Ой, ребята, а кто это к нам идет?»
Ребенок: «здравствуйте, земляне! Меня зовут Цвепетунья, я жительница планеты цветов. Вы так много всего рассказали о своей планете, а вот про цветы не сказали ни слова. Расскажите мне о цветах вашей планеты».
Учитель-логопед: «Здравствуй, Цвепетунья! Мы лучше подарим тебе открытки с изображением наших, земных цветов».
Ребенок: «Ой, а на открытках только один цветок! А как же про них сказать, если их много?
- Подснежник….
- Роза….
- Нарцисс….
- Ирис….
- Мак….
- Василек….
- Ландыш…»
Учитель-логопед: «вот и помогли мы тебе, Жительница планеты цветов! Ты довольна?
Ребенок: «да, я довольна Теперь я знаю про земные цветы».
Учитель-логопед. Пора возвращаться домой, на Землю.
Ребенок: «До свидания, земляне! Я хочу вам на память подарить волшебную разноцветную черепашку, чтобы вы обо мне всегда помнили».
Учитель-логопед: «До свидания, Цвепетунья, спасибо тебе!Наш экипаж к возвращению на Землю готов. Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!».
Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Слова
Движения
Пять, четыре, три, два, один!
Дети поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим!
Соединяют поднятые руки в «замок».
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Бегают по кругу друг за другом, подняв сцепленные руки над головой.
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели.
Кружатся, обегая маленький кружок.
В невесомости плывем
Рядом с нашим кораблем.
Врассыпную ходят по залу, делая плавные движения руками.
Снова дальше летим,
В иллюминаторы глядим.
Бегают по кругу друг за другом.
Учитель-логопед: «Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам путешествие. Узнали ли мы о жизни на другой планете? Давайте расскажем гостям где же мы были? Кто с нами был и что мы делали?

Спасибо ребята вам за работу на занятии. Давайте все вместе скажем: «Пока!». Раз, два, три…».

Комментариев нет: