Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова
Слова
|
Движения
|
Поет вьюга свою песню.
|
Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят
руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону,
звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает.
|
Завывает ветром.
|
Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и
показывая высоту звука рукой.
|
Кружит снегом.
|
Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.
|
Метет по земле поземку.
|
Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук [ш]
и штро-басс.
|
Стучится в окна.
|
Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая
указательным пальцем высоту звука.
|
Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова
Свистели метели,
|
Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на
звук [у].
|
Летели снега,
|
Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].
|
Стелила постели большая пурга
|
Делают glissando на звук [и]то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.
|
Стелила постели морозом она,
|
Пропевают
отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу учителя-логопеда.
|
И было метелям всю ночь не до сна.
|
То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая
ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.
|
Фонопедическое упражнения «Напугаем медведя»
Охотники уехали из стойбища на оленях.
Вернулись тихонько назад так, что медведь их не заметил
|
Дети цокают языком
|
А мишка пришел, как
всегда,
за сушеной рыбой,
стал детей пугать.
|
Произносят «ших…ших…», «скользя» ладонями друг о друга.
|
Тут охотники выбежали
ему навстречу.
У каждого в руке —
головешка от костра,
шипит, сверкает.
|
Произнося
короткие, «острые» звуки [а] в высоком регистре и [ш] в низком.
|
Медведь бросился в одну сторону,
в другую — всюду
охотники,
собаки, огонь.
|
Гавкают в разных регистрах
|
Вся шкура медведя стала
в черных пятнах. Но хуже
всего медведю пришлось,
когда один из охотников
горящей головешкой его
по носу ударил.
И нос стал черным.
Взвыл медведь от боли.
|
Делают glissando звук [у] сверху вниз
|
Фонопедическое
упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова
Скрипит снежок под
лапками Лисы.
|
Дети произносят «ш... ш...».
|
Зайка скачет, путает
следы.
|
Произносят короткие звуки[а] в разных
регистрах, показывая рукой
|
Лиса заметила его,
затявкала
|
Проиносят «тяв, тяв!»сначала тихо,
потом громче и громче
|
Завыл ветер.
|
Произносят [у...]
делая crescendo и dimenuendo
|
Заскрипело дерево на
ветру
|
Произносят скрипучий звук[а] на связках.
|
Фонопедическое
упражнение «Зима»
Снег искрится на солнце.
|
Дети произносят
короткие«острые» звуки [а] в разных регистрах.
|
Дым из труб
поднимается столбом.
|
Делают glissando на звук [у]снизу
вверх.
|
Плавно летят снежинки.
|
Пропевают
нисходящие звуки[о] по тетрахорду в разных тональностях.
|
Большие сугробы на
земле.
|
Усиливают и
уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.
|
Фонопедическое упражнение «Морозята»по методу В.
Емельянова
Выли морозята вместе с метелью.
|
Дети произносят
«у-у-у!..», делая glissando вверх и вниз.
|
Надували щеки и дули холодным ветром.
|
Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф].
|
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они
ярче сияли.
|
Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах.
|
Катались на снежных тучах
|
Делают glissandoс высокого звука к низкому на гласную
[о].
|
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы
посмотреть, как сходят вниз лавины.
|
Произносят
«бабах!»: 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком.
|
Раскачивали деревья, которые на морозе
скрипели.
|
Произносят скрипучий звук [а] на связках — штро-басс.
|
Засыпали землю снегом.
|
Произносят
«па... па... па...»,
коротко и активно выдыхая
|
Наметали снег в большие сугробы.
|
Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о],
[ы], [э].
|
Фонопедические упражненияпо методу В. Емельянова
Идет девочка по улице, снег под ногами
скрипит.
|
Дети произносят
«ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям.
|
Ветер дунет на деревья, на кусты,
|
Делают glissando на звук [у]вверх и вниз, показывая его высоту рукой
|
Полетят снежинки с
веточек.
|
Пропевают короткие
звуки [а] в нисходящем движении.
|
Скрипят полозья,
|
Продолжительно
выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.
|
Цокают копыта коня.
|
Цокают язычком
|
Едет мужичок в лес,
дровишек нарубить.
|
Произносят
«бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с пальцами,
сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и
выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.
|
По бокам дорожки сугробы большие наметены.
|
Усиливают звук и
затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в
стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются
|
Несет Рукодельница ведра на коромысле,
качаются ведерки, поскрипывают
|
Произносят звук [а]
в низком регистре на связках
|
Опустила ведро в колодец.
|
Делают glissando на звук [у]
сверху вниз.
|
Вода внизу только булькнула
|
Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах
|
Фонопедическое упражнение «Снежинка»по методу В. Емельянова
Туча мягко покачивалась,
баюкала снежинок.
|
Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.
|
Налетал
ветер и катал тучу по небу.
|
Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего.
|
Проснувшись,
снежинки прыгали с тучи и летели на землю.
|
Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах.
|
Метель
поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.
|
Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.
|
Ветер,
расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх.
|
Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.
|
Фонопедическое упражнение
«Кто как кричит».
Слова
|
Движения
|
Корова мычит.
|
Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.
|
Лошадка кричит.
|
Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.
|
Курочка поет,
|
Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.
|
Цыпляток зовет.
|
Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.
|
Крякает утка,
Зовет своих малюток.
|
Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре,
а 3-й — как можно в более высоком.
|
Фонопедическое упражнение «В лесу»по методу В. Емельянова
Скрипит старое дерево.
|
Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках.
|
Воет
ветер в кроне деревьев.
|
Пропевают «у-у-у!..», делаяglissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого
регистра.
|
Шелестят
листья на ветру.
|
Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном
выдохе.
|
Падают
на землю острые иголки с елок.
|
Произносят
короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показомвысоты
звука рукой.
|
Квакают
на лесном болоте лягушки.
|
Произносят «ква-а-а...» в низком
регистре.
|
Зудят
комары.
|
Пропевают «з-з-з...», делаяglissando вверх-вниз.
|
Страшным
голосом ухает филин.
|
Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым
высоким
|
Фонопедическое
упражнение «Ракета»
Проверяем топливо.
|
Дети произносят «ш-ш-ш...».
|
Открываем
и закрываем люки.
|
Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
|
Проверяем радио.
|
Произносят
короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.
Воспитатель показывает высоту звука рукой.
|
Включаем двигатель.
|
Произносят звук [р] и вращают
кулачками перед грудью.
|
Фонопедическое
упражнение по
стихотворению «Весна» С. Данилова
Тики-таки! Чок-чок!
Чей стрекочет каблучок?
Это звонкая капель!
Это март или апрель?
|
Дети проговаривают
словосочетания «Динь-динь!» и «Кап-
кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.
|
Тики-таки! Чол-чол!
Кто там по снегу прошел?
Тики-таки! Снег осел,
Грач веселый прилетел!
|
Произносят «Чап-чап!» в низком
регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.
|
Тики-таки! Чоли-чек!
Налился водою снег!
Лучезарная весна
Птичьим
щебетом полна!
|
Подражают щебету птиц, сами выбирая,
голосом какой птицы они будут петь.
|
Тики-таки! Чиви-чок!
Голубеет ручеек!
Вдаль
уносит, чир-лили,
Самоделки-корабли.
|
Произносят «бл-л-л...», быстро
работая кончиком языка.
|
Фонопедическое
упражнение «Полюбуйся — весна»
Полюбуйся: весна наступает,
|
Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.
|
Журавли караваном летят,
|
Пропевают «курлы, курлы...»
в верхнем регистре.
|
В ярком золоте день утопает,
|
Делают crescendo и
diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки
в стороны, то приближая ладони друг к другу.
|
И ручьи по оврагам шумят.
|
Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком
регистрах.
|
Скоро гости к тебе
соберутся,
Сколько гнезд
понавьют —
посмотри!
|
Пропевают «ш-ш-ш...» и
водят
указательным пальцем по ладони.
|
Что за звуки, за
песни польются
День-деньской от зари до зари.
|
Подражают голосам птиц. И. Никитин
|
Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
|
Дети произносят «динь-динь!..» на разной высоте в
высоком регистре.
|
Всех жуков,
|
Произносят
«ж-ж-ж...» на продолжительном выдохе.
|
Пауков
|
Произносят
«х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.
|
И веселых мотыльков.
|
Делают glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную
[у].
|
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
|
Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в
высоком регистре.
|
Всех зайчат,
|
Произносят
«бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе.
|
Всех ежат,
|
Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.
|
Всех ленивых медвежат
|
Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды
|
И воробушек проснулся
|
Произносят
«чик-чирик!» в разных регистрах.
|
И галчонок встрепенулся
|
Произносят
«кра! кра!» очень громко в среднем регистре
|
Дили-дили, дили-дили!
|
Произносят «динь-динь!..» на разной
высоте в высоком регистре.
|
Встали все, кого будили
|
Кричат «Ура!» и поднимают руки.
|
Фонопедическое упражнение
«Утро»
Солнышко сказало:
— Мне пора
взойти!
|
Дети
пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
|
Травка зашептала:
— Мне
пора расти!
|
Произносят «ш-ш-ш...» на длительном
выдохе.
|
— Пчелы
загудели:
— Мед
пора собрать!
|
Пропевают «ж-ж-ж...», делая glissandoв пределах терции в среднем регистре.
|
—
Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать!..
|
Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и
среднем регистрах.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий