27 марта 2014 г.

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова

Слова
Движения
Поет вьюга свою песню.
Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает.
Завывает ветром.
Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.
Кружит снегом.
Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.
Метет по земле поземку.
Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс.
Стучится в окна.
Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука.

Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова
Свистели метели,
Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].
Летели снега,
Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].
Стелила постели большая пурга
Делают glissando на звук [и]то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.
Стелила постели морозом она,
Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу учителя-логопеда.
И было метелям всю ночь не до сна.
То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.
Фонопедическое упражнения «Напугаем медведя»
Охотники уехали из стойбища на оленях. Вернулись тихонько назад так, что медведь их не заметил
Дети цокают языком
А мишка пришел, как всегда,
за сушеной рыбой,
стал детей пугать.
Произносят «ших…ших…», «скользя» ладонями друг о друга.
Тут охотники выбежали
ему навстречу.
У каждого в руке —
головешка от костра,
шипит, сверкает.
Произнося короткие, «острые» звуки [а] в высоком регистре и [ш] в низком.
Медведь бросился в одну сторону,
в другую — всюду охотники,
собаки, огонь.
Гавкают в разных регистрах
Вся шкура медведя стала
в черных пятнах. Но хуже
всего медведю пришлось,
когда один из охотников
горящей головешкой его
по носу ударил.
И нос стал черным.
Взвыл медведь от боли.
Делают glissando звук [у] сверху вниз
Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова
Скрипит снежок под
лапками Лисы.
Дети произносят «ш... ш...».
Зайка скачет, путает следы.
Произносят короткие звуки[а] в разных регистрах, показывая рукой
Лиса заметила его, затявкала
Проиносят «тяв, тяв!»сначала тихо, потом громче и громче
Завыл ветер.
Произносят [у...] делая crescendo и dimenuendo
Заскрипело дерево на ветру
Произносят скрипучий звук[а] на связках.
Фонопедическое упражнение «Зима»
Снег искрится на солнце.
Дети произносят короткие«острые» звуки [а] в разных регистрах.
Дым из труб поднимается столбом.
Делают glissando на звук [у]снизу вверх.
Плавно летят снежинки.
Пропевают нисходящие звуки[о] по тетрахорду в разных тональностях.
Большие сугробы на земле.
Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.
Фонопедическое упражнение «Морозята»по методу В. Емельянова
Выли морозята вместе с метелью.
Дети произносят «у-у-у!..», делая glissando вверх и вниз.
Надували щеки и дули холодным ветром.
Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф].
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли.
Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах.
Катались на снежных тучах
Делают glissandoс высокого звука к низкому на гласную [о].
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.
Произносят «бабах!»: 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком.
Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.
Произносят скрипучий звук [а] на связках — штро-басс.
Засыпали землю снегом.
Произносят «па... па... па...», коротко и активно выдыхая
Наметали снег в большие сугробы.
Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы], [э].
Фонопедические упражненияпо методу В. Емельянова
Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит.
Дети произносят «ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям.
Ветер дунет на деревья, на кусты,
Делают glissando на звук [у]вверх и вниз, показывая его высоту рукой
Полетят снежинки с веточек.
Пропевают короткие звуки [а] в нисходящем движении.
Скрипят полозья,
Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.
Цокают копыта коня.
Цокают язычком
Едет мужичок в лес, дровишек нарубить.
Произносят «бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с паль­цами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.
По бокам дорожки сугробы большие наметены.
Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются
Несет Рукодельница ведра на коромысле, качаются ведерки, поскрипывают
Произносят звук [а] в низком регистре на связках
Опустила ведро в колодец.
Делают glissando на звук [у]
сверху вниз.
Вода внизу только булькнула
Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах
Фонопедическое упражнение «Снежинка»по методу В. Емельянова
Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок.
Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.
Налетал ветер и катал тучу по небу.
Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего.
Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю.
Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах.
Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.
Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.
Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх.
Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».
Слова
Движения
Корова мычит.
Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.
Лошадка кричит.
Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.
Курочка поет,
Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.
Цыпляток зовет.
Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.
Крякает утка,
Зовет своих малюток.
Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.
Фонопедическое упражнение «В лесу»по методу В. Емельянова
Скрипит старое дерево.
Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках.
Воет ветер в кроне деревьев.
Пропевают «у-у-у!..», делаяglissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
Шелестят листья на ветру.
Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок.
Произносят короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показомвысоты звука рукой.
Квакают на лесном болоте лягушки.
Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.
Зудят комары.
Пропевают «з-з-з...», делаяglissando вверх-вниз.
Страшным голосом ухает филин.
Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й самым высоким
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо.
Дети произносят «ш-ш-ш...».
Открываем и закрываем люки.
Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио.
Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту звука рукой.
Включаем двигатель.
Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

Фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова
Тики-таки! Чок-чок!
Чей стрекочет каблучок?
Это звонкая капель!
Это март или апрель?
Дети проговаривают словосочетания  «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.
Тики-таки! Чол-чол!
Кто там по снегу прошел?
Тики-таки! Снег осел,
Грач веселый прилетел!
Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.
Тики-таки! Чоли-чек!
Налился водою снег!
Лучезарная весна
Птичьим щебетом полна!
Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.
Тики-таки! Чиви-чок!
Голубеет ручеек!
Вдаль уносит, чир-лили,
Самоделки-корабли.
Произносят «бл-л-л...», быстро работая кончиком языка.

Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна»
Полюбуйся: весна наступает,
Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.
Журавли караваном летят,
Пропевают «курлы, курлы...»
в верхнем регистре.
В ярком золоте день утопает,
Делают crescendo и
diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.
И ручьи по оврагам шумят.
Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют —
посмотри!
Пропевают «ш-ш-ш...» и водят
указательным пальцем по ладони.
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Подражают голосам птиц. И. Никитин
Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
Дети произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
Всех жуков,
Произносят «ж-ж-ж...» на продолжительном выдохе.
Пауков
Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.
И веселых мотыльков.
Делают glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
Всех зайчат,
Произносят «бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе.
Всех ежат,
Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.
Всех ленивых медвежат
Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды
И воробушек проснулся
Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.
И галчонок встрепенулся
Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре
Дили-дили, дили-дили!
Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
Встали все, кого будили
Кричат «Ура!» и поднимают руки.
Фонопедическое упражнение «Утро»
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти!
Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
  Мне пора расти!
Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.
  Пчелы загудели:
  Мед пора собрать!
Пропевают «ж-ж-ж...», делая glissandoв пределах терции в среднем регистре.
  Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать!..
Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.


Комментариев нет: